www.basnja.ru


Крылов И.А.

Водолазы

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более-ль вреда, чем пользы, от наук?
    Не расслабляет ли сердец и рук
                Ученье?
    И не разумнее-ль поступит он,
Когда ученых всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью
                И для того
            Не делал ничего
        По прихоти, иль по пристрастью,
        То приказал собрать совет,
В котором всякий бы, хоть слогом некудрявым,
        Но с толком лишь согласно здравым,
        Свое представил: да, иль нет;
То-есть, ученым вон из царства убираться
Или попрежнему в том царстве оставаться?
    Однако ж как совет ни толковал —
        Кто сам свой голос подавал,
Кто голос подавал работы секретарской —
        Всяк только дело затемнял,
И в нерешимости запутывал ум царский.
    Кто говорил, что неученье — тьма;
        Что не дал бы нам Бог ума,
    Ни дара постигать вещей небесных,
            Когда бы Он хотел,
    Чтоб человек не боле разумел
        Животных бессловесных,
    И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведет людей.
        Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали;
            Что всё ученье бред,
        Что от него лишь нравам вред;
        И что за просвещеньем вслед
    Сильнейшия на свете царства пали.
    Короче: с обеих сторон,
        И дело выводя и вздоры,
        Бумаги исписали горы,
А о науках спор остался не решен.
Царь сделал более: созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье,
И о науках спор им предложил на суд;
        Но способ был и этот худ,
Затем, что царь им дал большое содержанье:
    Так в голосах между собой разлад
        Для них был настоящий клад;
        И если бы им волю дали,
        Они-б доныне толковали
            Да жалованье брали.
    Но так как царь казною не шутил,
    То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
Вот, как-то вышел он, сей мыслью занят, в ноле
        И видит пред собой
    Пустынника, с седою бородой
        И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
        Приветливость и доброта
    Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор,
    И, видя в нем познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более-ль полезны или вредны?
«Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
        Открыл я притчею простой,
Что размышленья мне внушили многолетны».
И, с мыслями собравшись, начал так:
            «На берегу, близ моря,
        Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности, и горя,
Он умер и троих оставил сыновей;
            Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей
    И, ремесло отцовско ненавидя,
    Брать дань богатее задумали с морей
        Не рыбой, — жемчугами;
        И, зная плавать и нырять,
        Ту подать доправлять
            Пустились сами.
Однакож, был успех различен всех троих;
    Один, ленивее других,
    Всегда по берегу скитался;
Он даже не хотел ни ног мочить своих
    И жемчугу того лишь дожидался,
        Что выбросит к нему волной:
            А с леностью такой
            Едва-едва питался.
                Другой,
        Трудов нимало не жалея
            И выбирать умея
        Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну
        И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
Так рассуждал с собой самим:
«Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
        Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
Там горы, может быть, богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
        Которы стоит лишь достать
                И взять».
    Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
        В открытое пустился море
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
        За дерзость, не доставши дна,
        Он жизнью заплатил своею.
        «О, царь!» примолвил тут мудрец:
«Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
    Но дерзкий ум находит в нем пучину
        И свой погибельный конец;
            Лишь с разницею тою,
Что часто в гибель он других влечет с собою».

Дополнительно по теме